Хочу предложить вашему вниманию игру, созданную путем дальнейшего развития и комбинации имеющихся. Не претендую на изобретение, чего-то нового, но в целом такой игры не видел, хотя элементы и правила встречаются повсеместно в логических играх мира.
Смею надеяться, что данная игра есть продолжение традиционных шашек, которые как я считаю, дошли до своего предела.
Как мы знаем обычная шашечная доска представляет собой квадрат с чередующимся набором белых и черных клеток количеством 64.
Белые клетки несут только разделительную нагрузку, и игра происходит всего на 32 клетках. Таким образом, наступает момент, когда количество клеток перестает удовлетворять и приходит первая мысль об увеличении их количества.
Были предложены, в свое время различные варианты прямоугольных досок с количеством клеток более 64. В конечном итоге остановились на квадратной доске 10 * 10.
Так возникли 100-клеточные (международные) шашки. Чтобы еще более разнообразить игру, стали вводить различные правила и конфигурацию расположения шашек (турецкие, диагональные и т.д.). И даже доски в виде тора, цилиндра, шара и т.д. Но развития они не получили, только как экзотика. Логическим завершением было создание шестигранных (гексагональных) досок. Но шестигранники, в предложенных досках, соприкасаются сторонами, а не углами и поэтому игра в шестигранные шашки более похожа на игру в уголки. И сложность тут еще в том, что там раскраска трехцветная, а не привычная черно-белая. Поэтому тут надо говорить о гексагональных уголках, а не шашках. Для того чтобы это была настоящая гексагональная шашечная игра, с проходом шашек с угла на угол по шести направлениям, (а не четырем, как в обычных) и несравненно более большим и красивым количеством вариантов, надо иметь другую доску.
Как мы знаем, на плоскости можно расположить только три правильных, выпуклых многоугольника. Это треугольник, квадрат и шестиугольник, о звездчатых пока говорить не будем, хотя может быть придет и их время.
Ну так вот, если в обычной шашечной доске, белые, не несущие игровой нагрузки, квадраты уменьшить до правильных треугольников, то черные квадраты соответственно вырастут до правильных шестиугольников, соприкасающихся углами.
И таким образом будем иметь вот такую доску где соблюдено основное условие шашек, ходить с угла на угол. (Мне кажется, что шестигранники можно заменить одинаковыми кругами, т.к. они также имеют шесть точек соприкосновения).
Система координат тут отличается от обычной. Главная линия d1-d7 делит доску пополам и таким образом, то что находится слева a, b, c соотносится с левыми цифрами 1, 2, ... до 7. А то что справа с правыми цифрами от 7 до 1. Отсюда выходит, что с3 лежит на пересечении с тройкой слева, а не 4 справа. Соответственно e2 будет соотноситься с правой цифрой 2, а не левой 3.
Тут три большие дороги - это a1 - g4, d1 - d7, a4 - g1. Бортовые ячейки a1, a2, a3, a4, g1, g2, g3, g4. Большие дороги заканчиваются угловыми ячейками, в которых шашки находятся в относительной безопасности. Дамочными полями можно конечно сделать все ячейки лежащие напротив. Но лично мы угловые ячейки дамочными не делаем. Таким образом, для белых, дамочные поля это b5, c6, d7, e6, f5. Для черных соответственно напротив. Угловые ячейки a4 и g4, а также a1 и g1 считаются простыми.
Кому - то может быть понравится неправильная доска 4 * 4 * 5.
На ней более свободно, чем на правильной доске 4 * 4 * 4. Тут уже одна главная линия, а значит и комбинации могут быть другими, да и позиционная тактика где-то может отличаться. Сами посмотрите и определите для себя особенности этой доски и как их можно использовать в игре.
Мы же в дальнейшем будем все примеры показывать на правильной шестигранной доске в четыре ячейки по стороне или 4*4*4.
Так как на этой доске 6 направлений, то и взятие тут усложняется, а с ней и свобода передвижений. Оппозицию простой шашке одна шашка может поставить только на своем дамочном поле d1, в противном случае их надо две.
Рассмотрим взятие шашек. В данной ситуации белая шашка c1 может произвести взятие вперед с1 : c3 : c5, вперед - вбок с1 : c3 : e4 и вперед – вбок - назад с1 : c3 : e2. Таким образом, в результате комбинации, когда производится взятие большого количества шашек может быть получена сложная кривая, которая невозможна в обычных шашках. Если в обычных шашках можно предугадать куда дамка после взятия станет, то тут это предугадать бывает невозможно, число направлений ( 6 ) дает эту возможность.
На данной диаграмме количество полей, на которые может встать дамка равно 8. Стрелками указаны пути, по которым дамка может производить взятие. Большее количество свободы помогает при окончании игры, когда надо ловить одиночную дамку.
Она ловится тремя дамками и очень просто. На любой главной дороге выставляются три шашки на любые поля, но с условием, чтоб хотя бы одна из них стояла на угловом поле и тогда нет проблем. Перебор вариантов расположения шашек по линии d1 - d7 выявляет количество вариантов равное 13, да еще добавим несколько вариантов расположения трех шашек по начальным полям a, b, c, d, e, f, g. в различных переборах. Таким образом набирается при ближайшем рассмотрении пара десятков вариантов ловли одиночной дамки. Рассмотрим один из простых вариантов симметричного расположения трех шашек.
Белые дамки - a1, d7, g1. При подобном расположении белых, черным остаются только углы двух треугольников c2, c5, f3, или e2, e5, b3. И на каком бы треугольнике они не находилась, белые могут ловить их любой дамкой. Самый надежный способ это ближней дамкой сделать ход через поле и плотно подпереть черную шашку. В нашем случае это будет 1. a1 - c1. У черных после этого хода есть всего 3 поля на которые они могут ходить. Это a2, b2, f3.
Если 1......... а2 (а равно как b2), то белые 2. с1 - d2 (или d7 - d2). Если 1......... f3, то 2. c1 - f2 ( или c1 - c5), но не d7 - d3 иначе будет 2.......... f3 : b1 : d1. с ничьей. В процессе ловли эта куча вариантов может плавно перетекать из одного в другой не оставляя одинокой дамке ни одного шанса. По нашему понятию игра одной дамки против трех лишена смысла, потому, что ловится буквально за ход - два. Можно поймать и двумя дамками одну, но это говорит об уровне игры. Расположение шашек это тоже творчество, можно вспомнить и диагональные, и еще какие – нибудь.
Лично мы вот так располагаем белые и черные шашки. Их по 13шт. Дамочные поля для белых - b5, c6, d7, e6, f5.
Для черных - b1, c1, d1, e1, f1. Как и во всех шашках, тут можно играть и в поддавки. Что кстати очень рекомендую для более широкого понимания шашечной игры, искусства комбинаторики с другим знаком и увеличения собственного комбинаторного зрения. И потом, в процессе игры, собирание башни, требует умения играть именно в поддавки. В дальнейшем можно конечно увеличивать число ячеек, усложнять расположение шашек, менять правила, но это будет растекание по плоскости. Даже если ее сделать сферической в виде шара, тора, седла, закрутить ее в ленту Мёбиуса наконец, все равно это будет плоскость. То есть мы имеем количественное увеличение, а не качественное. По логике вещей нам сейчас самое время переходить в вертикальный план. Я предлагаю использовать для этой цели старинную игру "Башни", немного изменив их правила.
1. Шашки при рубке, не снимаются, а собираются сразу в процессе рубки под бьющую шашку (таким образом формируется башня).
Кстати, очень неудобно произведя сначала рубку, собирать потом в башню срубленные шашки. Можно и ошибиться, если берется по сложной, ломаной линии.
2. Башня играет по правилу верхней шашки (если верхняя простая, то и башня ходит и рубит по правилам простой, а если дамка, то по дамочным).
3. При рубке с башни снимается верхняя шашка и она может стать башней противника, если нижняя оказалась противоположного цвета.
4. Башня ходит и рубит целиком, вся, и в процессе игры становится больше, если она рубит, или меньше, если рубят с неё.
5. Если в обычных шашках сначала производят рубку, а потом снимают их с доски, то тут из-за особенностей игры их сразу собирают под себя, исключая, таким образом, правила, когда ты не можешь дальше продолжать рубку, так как уперся в свою уже срубленную, но еще не снятую. Поясню: в обычных шашках нельзя два раза рубить одну и ту же шашку, «турецкий удар» (на этом построено много комбинаций). В вертикальных же, ты сразу берешь верхнюю шашку башни под себя и таким образом в комбинации, в следующем скачке над ней, рубишь уже другую, хотя и из этой же башни. ( должен отметить, что в традиционных «столбовых шашках» действует правило, когда второй раз с башни брать нельзя. Но мы считаем это не логично и данное правило игнорируем, а также считаем, что в башни надо играть по правилам русских шашек, а не международных ).
6. Если башня достигла дамочного поля, то верхняя шашка становится дамкой и башня продолжает играть по правилам дамки. Если ее срубили, а если следующая под ней простая, то тогда она играет по правилам простой (может сложиться такая ситуация когда однородная башня будет вся состоять из дамок - это самая сильная фигура на доске и самая опасная. Борьба с ней чрезвычайно сложна.). Даже более того, специально ставят под рубку на дамочное поле однородную простую башню и позволяют ее полностью собрать под себя шашке противника с последующим освобождением ее. Дело в том, что когда однородная простая башня встала на дамочное поле, верхняя шашка сразу становится дамкой и тут же рубится. Но следующая простая под ней, по логике вещей, ведь тоже дамка, так как башня стоит на дамочном поле. Таким образом рубящая шашка собирает под себя с башни уже готовые дамки. Да еще плюс роздых. Если в обычных шашках играют простые и дамки, (две фигуры), то в вертикальных, количество фигур больше. Это простые, дамки, башни, (простые и с дамкой), дамочные башни. (пять фигур).
Может сложиться ситуация когда за один ход простой шашки можно получить две дамки. Пример: Белая простая на a4.
Черная простая башня стоит на b5, и состоит из двух шашек, верхняя простая черная, нижняя, простая белая. ( такая запись даже простейшей башни и то сложна).
1. a4 : c6 и простая белая одиночная шашка превратилась в башню с дамкой вверху и черной шашкой внизу, но и освобожденная шашка на b5 тоже автоматически превращается в дамку, т.к. стоит на дамочном поле. Итого за один ход, две дамки.
Но это не предел, реально в партии получились три дамки, а если с освобождением, то у нас получалось 12, но теоретически. Правда если играть по международным правилам, то самое большее, что можно сделать в данное ситуации – это две дамки.
Сейчас мы подошли к тому, что необходимо ввести какие-то условные обозначения, так как описывать башню, которая состоит из большого количества шашек, да еще не простых утомительно. Полагаю что подобная запись есть, но ни я, ни мои товарищи по игре, ее никогда не видели и не знают ( в чем кстати просчет наших издателей различных книг и журналов по логическим играм). Так вот, после большого перебора разных вариантов записи, в которых использовались и стенографические символы, и греческий алфавит, и римские цифры мы пришли к мнению что это надо делать так:
Одиночные шашки, дамки, ходы и взятия, записываются как в обычных шашках. Башни же обозначаются буквой Z , она кстати формой похожа на башню. Затем идет поле на котором она стоит, потом скобки в которых идет обозначение шашек на русском языке.
Белая простая - б Дамка - б с черточкой снизу.
Черная простая - ч Дамка - ч с черточкой снизу.
Сколько будет в башне шашек, столько и будет букв, с черточками или без.
Пример : имеем черную башню с тремя простыми белыми ( счет начинается снизу), двумя белыми дамками, затем еще две белые простые, далее одна черная простая, черная дамка и три простые черные. В нашей записи это будет выглядеть так:
Z a1(бббббббччччч). Таким образом если нам надо восстановить по записи башню, то мы сразу же видим, что это сложная башня стоящая на а1 из 12 шашек, внизу белые с двумя дамками, вверху черные с одной дамкой. Черта обозначающая дамку, это удобство для печатания, проще поставить ее, чем заглавную букву.
Отметим, что башни в игре, двуцветными шашками (о трех цветах смотрите далее), могут быть сплошь белыми, или черными. Или двухполосыми ( черно - белыми, бело - черными). Но они не могут быть трехполосыми ( черно - бело - черными или наоборот), что кстати можно использовать в записи.
Сама партия будет записываться как обычно, все тоже самое, только запись взятий должна быть полной, а не сокращенной. Как мы знаем, дамки в шашках могут брать по различной траектории. Поэтому тут должна быть полная запись. Откуда пошел, на каком поле взял, на какое перепрыгнул и по какому направлению делаешь следующее взятие и т.д. Понимаю, что громоздко, но по другому будет путаница. Пример, правда не совсем удачный:
Вот поэтому и должна быть полная запись.
Давайте вместе попробуем сделать взятие. Берем шашку b1 и ставим ее на шашку b3, затем прихватываем обе шашки и ставим их на то поле с которого будет следующее взятие или смена направления, в нашем примере поле b5. Далее ставим обе шашки на шашку d5, прихватываем уже три шашки и ставим их на поле e4. Потом эти три шашки ставим на четвертую e5, прихватываем ее и все ставим на конечное поле e6. Таким образом у нас образовалась белая башня с белой дамкой сверху и тремя черными снизу. Вот в таком порядке и надо производить взятие, а иначе может быть путаница.
Для начала мы хотели бы показать на примере, сколь сложен дальний расчет ходов в вертикальных шашках. Попробуйте, не передвигая шашек определить, чем закончится взятие, за сколько ходов, конечную позицию. ( Ход, как и везде, начинают белые).
Z c4(ббч), Z d5(бчч), б.п. e4.
1. e4 : c5 : c3 d5 : b3 : d3
2. c4 : c2 : e3 c3 : e2 : e4
3. d3 : f3 : d5 e3 : e5 : c4
4. d5 : b3 X
А теперь посмотрите позицию на диаграмме (ниже), очень похожую на предыдущую. В обычных шашках такая ситуация не может сложиться в принципе. Эта миниатюра наглядно показывает трехмерность, когда шашки движутся не только по горизонтали, но и одномоментно с этим и по вертикали.
Z c4(ббч), Z d5(чч), б.п. e4.
Ничего не изменится если мы в башне Z d5 верхнюю шашку сделаем дамкой.
Расставьте на доске три башни и белую простую.
Z b3(чббч), Z b4(чч), Z c4(чббч), б.п - с3.
1. c3 : a3 : c5 : c3. b4 : d4 : b2 : b4 : d4.
2. b3 : d3 : d5 : b3 при таком построении слоев, закрутить в кольцо, башни не удается. Но если добавить в башни слои шашек, то количество взятий увеличивается.
Еще более сложное, по всей вероятности из 6 башен. А там далее 9 и т.д. Надо постараться все построения закрутить в кольцо, а может и еще в какую фигуру по часовой стрелке или против, или в комбинации их. Если делать ее многослойную по цветам, и с какими - нибудь правилами, то получаем игру для одного, то есть пасьянс. Таких пасьянсов в мире, похоже нет, и вы можете быть создателями интереснейших построений или вообще чего-то нового. Тут открывается целый Клондайк идей и изобретений. Вообще-то, если подходить строго, один есть. Это когда на главной дороге квадратной доски расставляется 4 белые и три черные. Цель поменять их местами, пройдя сквозь друг друга. Но этот пасьянс пришел из карт. Короче дерзайте.
Про оппозицию надо отметить, что тут она одной шашкой не ставится. Большее количество направлений делает это невозможным, кроме как на d1.
Имеем: б.п – b1, e2. ч.п - d5.
1. e2 – e3 (блокируя сразу два направления движения черных шашек d5 – e4 d5 – d4).
……….. d5 – c4 (у черных шашек появились снова два свободных направления c4 – c3 и c4 – b3).
2. b1 – b2 (и мы блокируем и эти два направления в самом зародыше.
Еще одна конфигурация оппозиции: б.п – c3, e3. ч.п – d5.
Три шашки могут перегородить всю доску, для простой шашки противника.
Б.п – a1, d1, g1 – самая близкая линия обороны.
Шашка на линии d имеет вокруг себя шесть ячеек, в которых шашке противника нельзя быть и она продвигает эти поля влияния до d6. Бортовые шашки, на a3 и g3 стоять не могут, так как черные могут занять ячейки a4 и g4.
Вообще-то можно конечно поставить шашки и еще дальше – b5, d5, f5, но похоже теоретически, запирая шашку на d7.
Мы также должны отметить, что понятие “ простая шашка” в вертикальных довольно - таки условно. Под ней может быть целая башня. Но это для простоты изложения.
Давайте рассмотрим простенькую партию с комментариями. Во-первых надо сразу же отметить, что играющий черными играл всю жизнь в обычные шашки и это чувствовалось. Поэтому ходы, с точки зрения вертикальных шашек, не выдерживают критики, но не будем судить строго. И еще, в дальнейшем, при подробном анализе, эти несуразные ходы могут быть очень и очень неплохими.
1. c2 - c3 b4 - b3
2. c3 : a3 a4 : a2 : c2 : e3
3. e2 : e4 d5 : f3 : d3
4. d2 : d4 e4 : e2 : c3 : e4 : e2 : c3 ( белые собирают башню, черные психологически никак не могут избавиться от того, чтобы не рубить больше, надо было на четвертом ходу заканчивать взятие на g2, а не c3 или закрутить взятие против часовой стрелки).
5. a1 - b2 c3 : a1
6. c1 - d2 ! a1 : c1 : e2 : g2 (и у черных дамка).
7. g1 : g3 ( белые собрали огромную башню, активный накопитель, и с ней воевать тяжело, даже если у черных будут еще дамки)
f4 - f3 (надо освобождать дамку)
8. g2 : e4 : c3 (башня начинает собирать под себя шашки черных)
g4 : g2
9. c3 - d4 g3 - f4 (черных можно понять, но таким образом белую башню с малыми потерями не отбросишь, ход получше d6 - d5)
10. d4 - d5 e5 : c4
11. d5 : b3 a3 : c3
12. b3 : d3 f4 : b2 ?
13. c4 - d5 c5 : e4
14. f1 - f2 g2 : e2 : c3
15. d3 : b3 : b1 (даже при таком раскладе и то черным можно было повоевать, но..) c6 - c5 ??
16. b2 - a2 c5 - c4 ?
17. c3 : c5 b5 : d5
18. c5 - c6 (дамка) d7 : b5 (у белых на с6 опять дамка)
19. c6 : f4 : d4 : d7 : a4 X
Как мы уже знаем три дамки свободно ловят одну, практически в любом положении, при любой расстановке, лишь бы одна была на угловом поле (подпор). В вертикальных, три дамки могут быть в двух построениях. Просто три, и в виде дамочной башни из двух дамок и одиночной дамки. Так вот, одиночная дамка должна занять
любое угловое поле, а башня активно ловит чужую дамку.
Общее количество их 20.
Белая дамка в углу на d1. Белая же башня, состоящая из двух дамок,
занимает углы треугольника e2, e5, b3 или симметрично c2, c5, f3.
В данном случае на e5.
Ч.Д на поле а1 - башня на е4, с последующим d1 - a1.
Ч.Д на поле а2 - башня на с4 с последующим f2.
Ч.Д на поле а3 - башня на е2.
Ч.Д на поле а4 - башня на с6, с последующим d6.
Ч.Д на поле b2, тоже что и на а1.
Ч.Д на полях b4, b5 - башня на b3.
Ч.Д на с2 - башня с4, с последующим с2.
Ч.Д на поле с3 - то же что и на а1, или ход на е2.
Ч.Д на полях с5, с6 - башня на с4.
Позиции Ч.Д на полях d7 и e6 рассматривать не будем.
Ч.Д на f5 - башня на c4 или d5 с последующим c2 или d2.
Ч.Д. на полях f3, g3 - башня на е3.
Ч.Д. на полях f2, g2 - башня на е2.
Ч.Д на g4 - башня на е6 с последующим d6.
И наконец Ч.Д на g1 - башня на е3 и второй ход d1 - g1.
Аналогично ловится черная дамка когда белая башня стоит на углах b3 и e2.
Этот коротенький анализ показывает, что практически одна дамка против трех дамок, в любой комбинации, будь то башня с дамкой или три дамки беззащитна и свободно ловится. Можно попытаться проанализировать ловлю дамки, башней и двумя простыми. Например б.п - а1, g1. Z d4(бб) или на углах треугольников и Ч.Д где угодно. Находясь в такой позиции, белые в большинстве случаях дамку ловят. Более подробным анализом у нас никто не занимался.
Итак, мы подошли к стратегии и тактике. В целом стратегия сводится к двум позициям.
1. Запрятать шашки противника под свои башни, что равноценно рубке, если они надежно пристроены.
2. Запереть шашки и башни противника, то бишь стеснить до невозможности ходить.
Работа по второму варианту чрезвычайно сложна и тут наверное не выйдет как на 64 клетках, когда запирали 13 шашек при наличии 12.
Потому что придется собрать для противника огромную башню и может даже не одну, с последующей ее отдачей. Что чревато, т.к. далекий расчет в вертикальных шашках затруднен.
И тут позвольте сделать небольшое отступление. В этой игре, где затруднен расчет даже на пять ходов, в дело вступает уже не логика, а интуиция. Играющий начинает интуитивно чувствовать ходы. Но ведь это ни что иное как использование Третьей сигнальной системы человека. Таким образом, мы уже переступаем грань логической игры и переходим в игру интуитивную.
Короче имеем позицию.
Z c5(ббб), Z d1(чб), Z d4(чччч), Z d7(ччччччч), Z g2(бб), Z g4(чб), б.п - b1, c1, e1, f1, f4, g1.
У белых тяжелое положение, черные не боятся ничего, ставят предположим башню на с6, или куда им захочется и начинают активно собирать белые шашки. Но ход – то белых.
1. c5 - c6 (дамка) d7 : a4
2. d1 - d2 a4 : d7
3. g2 - g3 d7 : b5? (хотя можно и понять)
4. f4 - f5 (дамка) d4 - e3 (если ... b5-d7, то раздергивалась
башня, хотя…).
5. g1 - f2 e3 : g1
6. f5 - f3 b5 : g2
7. g4 - f4 g2 : g4 : d4 : d1
8. g3 : e5 X.
Это была реальная игра и комбинация на запирание получилась случайно, ее до конца не видел и сам играющий белыми. Последние три хода ему подсказали черные.
Это к вопросу о стратегии запирания.
Мы же более подробно рассмотрим первую стратегию.
Она состоит из нескольких тактик. Тактики же органически перетекают друг в друга. И преобладание одной над другой ведет к проигрышу. Должна быть гармония. Нельзя чрезмерно усиливать одно, ибо другое будет слабнуть. Поясню: если вы слишком увлеклись построением большой башни, то может сложиться такая ситуация, что она останется одна, без прикрытия и может быть заперта или раздернута на составляющие. Считаю своим долгом пояснить, что во всех тактических построениях желательно присутствие комбинаций. Упор на одну позиционную тактику нарушает гармонию. И наоборот.
Гармония тут может быть локально - зримой, симметрия двух шашек. Или глобально - неуловимой, хаос взятий на доске. Но она должна быть, иначе партии не будут нести в себе энергетической подпитки (красота процесса, удовлетворение творением). Что чревато уже для вашего энергопотенциала.
Основные тактики это:
1. Спрятать под одиночную шашку противника несколько своих с последующим их освобождением. (активный накопитель)
Расставим шашки в начальную позицию.
1. e2 - e3 e5 - e4
2. e3 : e5 : c4 c5 : c3 : e2 : g2
3. g1 : g3 : e5 d6 : f4
4. g2 - f3 f4 : f2
5. b2 - a2 f2 : f4
6. d2 - e2 f4 : f2 : d2 : b2
7. a2 : c2 ( и у белых хорошая позиция и однородная башня из 6 шашек. Но если 7. a1 : c3 : c5 : a3, то у черных есть шанс получить башню из 4 шашек и уменьшив белую башню до 5, отбросить ее назад.
7. .................. c4 - c3
8. b2 : d4 c3 : e4
9. d4 : f4 : d6 d7 : d5 : f3
10. d6 : f4 : f2 (и у черных 5 шашек выведены из игры, вернуть их очень тяжело).
2. Взять под свою одиночную шашку максимальное количество шашек противника и постараться задвинуть ее куда подальше или защитить от взятия. (пассивный накопитель)
Z d6(ббчч), Z e3(чч), Z e6(чч), Z f1(ччб), Z g2(ббб), Z g4(бч).
б.п - a2, b1, c1, d1, g3. Б.Д - g1. ч.п - c4, c6, d4, d7.
1. a2 - a3 e3 - e2 (черные помогают собрать башню)
2. f1 : d3 : d5 : b3 d6 - c5
3. g3 - f4 g4 : e4
4. g1 - d4 e4 : c3
5. b3 : d3 : f1 ( черные просчитались, не учли комбинацию и в результате 7 шашек вышли из игры).
3. Прорыв в дамки одиночной шашки.
Рассматривать этот вариант специально не будем, т.к. вся игра состоит из этой идеи. В горизонтальных шашках выигрыш чаще всего осуществляется если прошел в дамки. Это цель. В вертикальных, этих целей, как мы уже говорили, пять.
4. Формирование дамочной башни.
Очень заманчивая цель, но надо быть осторожным. Пока ты собираешься сделать боеспособную дамочную башню, противник может реализовать другую цель.
Z a4(бч), Z b5(бчч), Z d1(ббб), Z d6(ччч), Z e4(ббббб), Z f2(чб),
Z g4(чч). б.п - d2, g1. ч.п - b2, c4, d7, g3.
1. e4 - e5 d6 : f4
2. e5 - e6 d7 : f5
3. d1 - c1 f5 : d7
4. c1 - b1 d7 : f5
5. b1 : b3 : d5 f5 : d7
6. d5 - d6 d7 : d5
7. d6 : d4 ( и у белых дамочная башня. Интересная игра получается на правом фланге с ходом 7............f4 - e4 или f4 - f3. Но дамочная башня даже если и одна все равно сила, тут черные похоже обречены, а впрочем как знать, подробный анализ ситуации не делался).
5. Борьба нескольких одиночных шашек и дамок против башни или башен противника.
Вообще - то очень обширный и сложный раздел, постоянно встречающийся.
Чаще всего это комбинации, хотя небольшие башни можно раздернуть на составляющие и при помощи отбрасывания назад.
Нам известны два способа одномоментного разрушения башен (три и более). Принцип один, это закрутить замкнутую комбинацию. В виде восьмерки или в виде круга.
Попробуйте для начала решить детскую задачку:
- имеем одну черную дамку и черную дамочную башню из двух дамок. А также одну белую дамку.
- вопрос? Как расположить черные фигуры на доске, чтобы белая дамка могла их взять все под себя одним ходом. То есть выиграть. В противном случае ничья.
А/. Z a2(бб), Z b4(бббббчччч), Z b5(ббчччч), Z g1(бччч), б.п- c3, e1, e2, Ч.Д - b1, ч.п - a4.
Положение белых крайне не завидно, ход черных ... а4 - а3 решает все, но...
1. e2 - f2 g1 : e3
2. c3 - c4 b4 : d4
3. e1 - e2 e3 - e1(дамка), вроде как бы все, приехали,
пора сдавать партию, но последовало...
4. a2 - a3!! a4 : a2
5. a3:a1:d1:g1:a4:d7:d1:g1:a4:d7:d1:g1 X. (черные сдались, потому что, им ходить дамкой некуда, везде ловятся, не спасают даже самые «хитрые» ходы на d7 и f3. Эту комбинацию можно назвать (Восьмеркой). Китайцы же или японцы назвали бы ее примерно как «Полет ночной бабочки вокруг трех свечей во время ужина с друзьями».
Она является практической.
Фигуры же, которые мы описывам ниже, это чисто познавательное.
Дальше можно, усложнить позицию, и составить правильную фигуру из 4 башен.
Z c3(чч), Z c6(чч), Z d5(ччччччч), Z f4(чч).
Белая дамка на любом поле кроме (b1, b4, e1, e3, e6, g1).
Допустим Б.Д стоит на f1 - f1:f5:b3:d3:d7:b5:f3:f5:b3:d3:d7:b5:f3.
Далее можно с башни на d5 взять три шашки и поставить их на поля
b4, e3, e6 и тоже все берутся.
1. f1:b3:f5:f3:b5:d7:d3: (и по кругу) f3:f5:d7:b5:b3:d3:d7.
Дальше пошли фигуры безбашенные, в виде линий, треугольников, иксов, змеек и т.д. Это уже из области пасьянсов,...как срубить, чтобы ... или ...как поставить, чтобы.... которые очень интересно составлять да и решать. Но насколько мы знаем такие пасьянсы и задачи никем не разрабатывались. И особенно, по всей вероятности, интересно, необычно и сложно когда вводится третий цвет шашек. См. далее.
Б/. Вторая комбинация тоже является практической, когда дело идет о трех башнях. Если же их больше, то тоже чисто в познавательном плане.
Z c3(ччч), Z d7(ччч), Z e5(ччч). Б.Д - b4. б.п - e2, e3, f2, g1.
ч.п - c2, c6.
1. e3 - d4 c3 : e4
2. b4 - d6 d7 : d5
3. e2 - d3 c2 : e3
4. f2 : d4 : d6 : f4 : d4 и т.д. ( эту комбинацию можно назвать «Воронка» или «Вираж», так как собирание шашек идет по спирали. У более поэтической натуры она может носить название к примеру, «Нисхождение в Мальстрем», «Полет коршуна над лесом», или еще как. Показан же тут только принцип, как надо построить три башни).
Следующая фигура состоит из 4 башен. И опять только принцип.
Z a1(ччч), Z d3(ччч), Z d7(ччч), Z g4(ччч). Б.Д - c1. б.п - b1, c5, f3.
1. f3 - f4 g4 : e4
2. c5 - d6 d7 : d5
3. b1 - b2 a1 : c3
4. c1 : c4 : e5 : e3 : c2 и т.д.
далее можно располагать шашки в 5, 6 и т.д. башен, но это, как мы говорили, имеет только познавательную форму, а на практике - сомнительно. Если только в виде пасьянсов. Комбинация же на три башни встречается часто, целиком или частично.
6. Создание хаоса на доске в результате непрерывных взятий.
Чаще всего жест отчаяния, когда проигрываешь, или интуитивно полученной информации о благополучном исходе. Тут уже вообще не видно чем все закончится.
1. f2 - e3 d5 - c4
2. b2 - c3 c5 - d5
3. c3 : c5 : e4 f4 : d4 : f2
4. g1 : e3 e5 - f4
5. e3 : e5 : g3 g4 : g2
6. f1 - g1 f5 - g4
7. e2 - e3 (белым надоело «спокойное» течение игры и они решили устроить рубку, - кривая вывезет)
........................ e4 : e2 : c3
8. c2 : c4 g2 : e2
9. e1 : e3 b4 : d4 : b2
10. b1 : b3 : d5 d6 : d4
11. c3 : e4 : c5 d5 : d3 : f1 : f3 : c2 : a2
12. e2 : e4 a2 : c2 : e1 : e5 (и у белых от меча осталась одна ручка, дорубились. Такое бывает. Белым надо было в начале, при чет